Вторник, 19.03.2024
Комитет по образованию администрации Балашовского муниципального района Саратовской области. Официальный сайт.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость

Горячая линия по вопросам организации ГИА - 4-03-99 - Тарасова Наталия Ивановна. Горячая линия по вопросам организации горячего питания обучающихся - 4-03-99 - Уварова Валентина Васильевна
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!























Официальный сайт администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)



Официальный портал министерства образования Саратовской области























 
Основы религиозной культуры и светской этики
 
 

Введению курса  ОРКСЭ  предшествовала  подготовительная работа с родителями, которую  проводили  во всех учебных заведениях нашего города и района: были проведены родительские собрания, анкетирование родителей и детей,  и по результатам анкет дети были распределены на группы. Главным условием изучения курса является согласие учащихся и добровольный выбор родителей (законных представителей) одного из модулей. И  родители, и дети  отдали свое предпочтение  3 к модулям:

 

  • Основы православной культуры.
  • Основы светской этики.
  • Основы мировых религиозных культур.

 

В 35 учебных заведениях города и района  был выбран курс ОПК и это неслучайно, т.к.   в 2010 – 2011 году проводилось в различных в формах изучение ОПК  в 25 средних общеобразовательных и 3 дошкольных образовательных учреждениях.

В 2011 и 2012 г. для преподавателей основ православной культуры  прошли курсы повышения квалификации, которые были организованы управлением образования администрации БМР совместно с Центром православной антропологии при СГУ имени Н.Г. Чернышевского и Отделом Катехизации Саратовской Епархии РПЦ для преподавателей основ православной культуры. Программа курсов состояла из лекций по теории и истории православия и практических занятий по методике преподавания основ православной культуры в школе. Лекции читали известные саратовские преподаватели и учёные. Преподают  курс ОРКСЭ  педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. И, конечно, это педагоги школы - учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов.

Летом 2012 г. Было создано РМО учителей ОРКСЭ, за этот небольшой период, пока оно осуществляет  свою  деятельность была проделана следующая работа: Составлен план  работы РМО и его циклограмма.

Были поставлены основные задачи на 2012- 2013 учебный год.

В течение сентября-января 2012 учебного года было проведено 2 заседания районного педагогического сообщества, которые проводились   в форме круглых столов,  мастер-классов,  которые носили  теоретически-практическую направленность. Преподаватели курса ОРКСЭ участвовали в 2-х семинарах – на базе сош №5  в рамках Павловских чтений и сош №1 в г. Ртищево, где посмотрели мастер-классы.

Преподаватели курса ОРКСЭ опираются в своей работе на опыт  школ №5, 9, где  несколько лет ведется ОПК как внеурочная деятельность и факультативы, на МО происходит обмен материалами к урокам и внеурочной деятельности; принимается активное участие в предметных олимпиадах на http://opk.pravolimp.ru и http://www.nic-snail.ru.

 

Предварительная информация об итогах выбора родителями (законными представителями) учащихся 3-х  классов (2015-2016 учебный год) модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на 2016-2017 учебный год скачать.

 

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ

1.Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики». Выступила Переверзева Г.В., руководитель РМО, которая сообщила, что при реализации курса ОРКСЭ лучше основываться на сочетании различных методов обучения. Применение перечисленных методов обучения при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности.Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, сформированности действий учащихся. Формы работы на уроках ОРКСЭ могут быть различными. Важным условием функционирования образовательной среды является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Под ними подразумевают такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматривается как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, различные игровые типологии.
 
2.Работа с притчей на уроках ОРКСЭ-мастер-класс Осиной А.А. Осина А.А. наглядно показала на примере притчи о божьей коровке , как можно работать с притчей на уроке по модулю Основы православной культуры. Не только рассказала ,как она работает в этом направлении но и вовлекла преподавателей. присутствующих на МО в активную работу.
 
3.« Подвижники Святой Руси»-мастер-класс Беспаловой Е.В. Беспалова Е.В. представила свой проект, отметив , что весь материал собран был ей самой из различных источников, стихи –связки для проекта она написала сама. Итогом ее работы с детьми была презентация о патриархах земли Русской и их нелегкой доле.
 
4. « Святое воинство Руси» мастер-класс на примере проектной деятельности учителя –Чичковой Л.Я.
Чичкова Л.Я. показала и рассказала, как она осуществляет проектную деятельность по предмет у ОРКСЭ, как строит свою работу с детьми, какие методы для этого использует. Каждый проект рассказывает об одном русском воине герое-Ушакове Ф.Ф.,Александре Невском и т.д.
 
Методические рекомендации для организации выбора модуля ОРКСЭ скачать.

Актуальные вопросы введения в школьную программу комплексного курса ОРКСЭ

1.Курс ОРКСЭ - требование времени. Специфика  курса ОРКСЭ, его нормативно-правовая база и возможности его  реализации.  Выступила Переверзева Г.В., руководитель РМО, которая  довела до сведения всех присутствующих, что изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах в рамках реализации государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года,  а в 5 классах в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.  Раскрыла в своем выступлении цель и задачи предмета ОРКСЭ, а также принципы преподавания уроков ОРКСЭ, отметила, что содержание  данного предмета   имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер, и  одной  из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.

2. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках ФГОСа нового поколения: цели, задачи, условия реализации( из опыта работы педагога сош №3 Нагибиной М.С.)

Нагибина М.С.  рассказала, как программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школ и как она будет реализовываться в их школе.

3. Преподавание  ОРКСЭ в условиях ФГОСЧичкова Л.Я рассказала, что  в  условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить внимание на  приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта, а также на  метапредметные и личностные результаты обучения, достижению которых должен способствовать курс ОРКСЭ. Прежде всего, следует отметить, что среди различных задач начальной ступени образования стандарт выделяет следующие:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

4. Особенности методики преподавания ОРКСЭ в начальной школе-Ворсунова И.Н. сообщила, что  преподавание  ОРКСЭ может строиться с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

В заключении Переверзева  Г.В. зачитала план на 2012-2013 учебный год и  предложила  провести работу по созданию сайта  МО  в контакте.
 
 
Отчет по преподаванию предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в 2012 – 2013 году можно скачать по ссылке.
 
Информация о выборе модуля «Основы православной культуры и светской этики» обучающимися 4,5 классов  2012-2013 учебного года скачать.
 
Материалы по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» можно скачать здесь.
 
 
 
 

 
 
 


Комитет по образованию администрации Балашовского муниципального района Саратовской обл © 2024